Pribrezhnoe
Pribrezhnoe
Перейти к контенту
Социальная газификация в некоммерческом партнерстве
Прибрежное

Социальная газификация в некоммерческом партнерстве

Судебная практика

Дачное некоммерческое партнерство отказало в подключении объектов капитального строительства к находящемуся в собственности партнерства газопроводу. Суды всех инстанций признали это незаконным.



АО "Мособлгаз" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к дачному некоммерческому партнерству  об обязании не чинить препятствий в подключении объектов капитального строительства, расположенных в одном из населенных пунктов городского округа Солнечногорск Московской области. Суды дружно встали на сторону Мособлгаза, указав, что, отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО "Мособлгаз" возложенных на него обязанностей по социальной газификации населения и действия некоммерческого партнерства противоречат требованиям законодательства в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Не исключено, что данный пример из судебной практики может быть полезным для администрации и членов нашего поселка приводим его с небольшими сокращениями.



Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 N 10АП-22106/2022 по делу N А41-48925/2022

Дело N А41-48925/22

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
...
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Дудкино"
на решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2022 года по делу N А41-48925/22,
по иску акционерного общества "Мособлгаз"
к дачному некоммерческому партнерству "Дудкино"
...

об обязании не чинить препятствий,

установил:

акционерное общество "Мособлгаз" (далее - АО "Мособлгаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к дачному некоммерческому партнерству "Дудкино" (далее - ДНП "Дудкино", ответчик) об обязании не чинить препятствий в подключении объектов капитального строительства, расположенных в д. Дудкино городского округа Солнечногорск Московской области...

к газопроводу среднего давления протяженностью 4 963 м с кадастровым номером 50:09:0000000:186924, расположенному по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Поварово, вблизи д. Дудкино.
...

Решением Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2022 года по делу N А41-48925/22 исковые требования удовлетворены (т. 2 л.д. 198 - 202).
Не согласившись с данным судебным актом, ДНП "Дудкино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ДНП "Дудкино" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель АО "Мособлгаз" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ДНП "Дудкино" и АО "Мособлгаз", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДНП "Дудкино" на праве собственности принадлежит газопровод среднего давления протяженностью 4 963 м с кадастровым номером 50:09:0000000:186924 (далее - газопровод-источник), расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, городское поселение Поварово, вблизи д. Дудкино.
Деревня Дудкино включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения находится в границах населенного пункта.
В связи с указанными обстоятельствами жители д. Дудкино получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков.
Газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа.
13 октября 2021 года АО "Мособлгаз" обратилось к ДНП "Дудкино" за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в д. Дудкино городского округа Солнечногорск Московской области (т. 1 л.д. 23).
Письмом от 05.11.2021 N Г2 ответчик отказался от предоставления согласия (т. 1 л.д. 27).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Мособлгаз" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президентом Российской Федерации поручено осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года" (далее - программа социальной газификации), утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50 (в редакции Постановления Правительства Московской области от "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года".
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении, Закон N 69-ФЗ), положения которого направлены на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (часть 1 статьи 1 названного закона).
Вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения представляет собой совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона N 69-ФЗ).
Исходя из смысла приведенных норм права вопросы, касающиеся единой федеральной энергетической системы, к которой относится федеральная система газоснабжения, в том числе правовых основ ценовой политики, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Специальное правовое регулирование связано с публичной значимостью объектов, обеспечивающих газоснабжение населения и организаций.
АО "Мособлгаз" является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 N 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" региональным оператором газификации Московской области определено акционерное общество "Мособлгаз".
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 N 347/20 "О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области" (пункты 2 и 3) ГУП МО "Мособлгаз" (правопреемник - АО "Мособлгаз") является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Урегулирование правоотношений с "основными абонентами" по вопросу возможности использования принадлежащих им сетей газораспределения для выполнения исполнителем мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области в рамках программы газификации осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 27 Закона N 69-ФЗ юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотрсбления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующсго оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения), ответчик (основной абонент) обязан в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направить согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем. Ответчик не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (пункт 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Дудкино, к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной администрацией городского округа Солнечногорск Московской области.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 "Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы" (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (до 01.08.2020 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, с 01.08.2020 Постановление Правительства РФ от 04.07.2020 N 985).
Согласно пункту 121 Правил подключения срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках до газификации, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (ред. от 14.07.2022), действующей с 22.06.2021, установлено, что юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Всесторонне, полно и правильно оценив приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО "Мособлгаз" возложенных на него обязанностей по социальной газификации населения и его действия противоречат требованиям законодательства в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора опровергается представленным в материалы дела письмом от 13.10.2021 (т. 1 л.д. 23).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что расчет пропускной способности газопровода произведен для газопровода высокого давления, в то время как ДНП "Дудкино" является собственником газопровода среднего давления, арбитражным апелляционным судом рассмотрен и отклонен, так как в материалах дела имеется гидравлический расчет как для газопровода высокого, так и для газопровода среднего давления (т. 1 л.д. 28).
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2022 года по делу N А41-48925/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
...







0
отзывы

Назад к содержимому